Александр Александрович Кравченко является председателем Московского Славянского общества, членом центрального совета движения «Народный Собор» и председателем Совета Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг». В рамках казачьих организаций он является атаманом Рождественского куреня и сотрудничает с Центральным казачьим войском. Одновременно является председателем объединения «Косовский Фронт» и главным редактором портала «Srpska.Ru». Во время войны в Боснии и Герцеговине он являлся добровольцем на стороне сербов.
Как, на ваш взгляд, развивается ситуация на юго-востоке Украины?
Сейчас идёт война. На юго-востоке Украины – полноценная, настоящая гражданская война. Основной затейщик и виновник этой войны – это власть в Киеве, которая до сих пор не предложила никакого реального плана национального примирения на Украине, и не предложила переговоры тем группам, которые являются в настоящее время реальной силой на юго-востоке Украины, в том числе вооруженной силой. Они попросту игнорируют этих людей, эти очень серьёзные силы, которые сегондя определяют лицо юго-востока Украины.
В каком состоянии находится народное ополчение в Донецкой и в Луганской народных республиках?
Ополчение, или вооружённые силы в Луганске и в Донецке, находятся на стадии формирования. Напомню, что боевые действия идут всего два месяца. За этих два месяца сформировать полноценную армию, которая могла бы на равных противостоять украинской армии, которая является регулярной, невозможно. Приведу примеры. Я сам участвовал в боевых действиях в Республике Сербской. На формирование Войска Республики Сербской, т.е. более-менее полноценной армии, ушло примерно пол года. На формирование полноценной армии в Приднестровье ушло четыре месяца. Сегодня идёт активный процесс формирования настоящей армии из ополчения. Тому виной является действие украинских вооружённых сил. Если бы украинская армия не вела себя так, как вела, такого бы активного формирования не происходило. Но сегодня происходит формирование настоящей армии из разрозненных груп ополченцев разной степени боевой готовности. Думаю, что в ближайшие месяц-два появится полноценная армия, которая сможет уже на равных противостоять украинской армии. И несмотря на то, что сейчас это – разрозненные группы, ни один город украинская армия взять не смогла. Я уже не говорю про героический Славянск или Горловку… И более мелкие города находятся под контролем ополчения. Несмотря на то, что силы – примерно один к десяти. Украинская армина в десять раз превосходит ополченцев по численности, не говоря о вооружении, которое уже невозможно сравнить. Тем не менее за два месяца украинская армия никак не смогла решительно изменить ситуацию.
На каком этапе находится формирование народного ополчения в других областях восточной Украины, как например в Харьковской или в Днепропетровской?
На никаком. К сожалению, там – репрессии и террор, который устроила украинская власть. Или, конкретно говоря о юго-востоке – об Одессе и о Днепропетровске – это даже не украинская власть, а олигарх Коломойский. Он держит там всю власть, создал своё удельное княжество, у него собственные вооружённые силы, формирования, которые терроризируют народ. Народ, по сути дела, запуган, лидеров, которые могли бы повести и организовать за собой народ, там нету. Поэтому если там есть какие-то формирования, это на уровне маленьких партизанских отрядов. А лидеры сейчас находятся в основном в Москве, в том числе Царёв. Они вынуждены были покинуть Украину из-за угроз собственной жизни, из-за того, что их имущество подвергается уничтожению. Большинство лидеров из юго-востока – из Харькова, из Днепропетровска, из Одессы – вынуждены были просто бежать. И на самом деле не только лидеры, но и множество людей, которые представляют хоть какую-то значимость и которые вобщем-то могут что-то сделать, вынуждены бежать. Потому что там реально – террор, и там невозможно находиться, жить и что-либо организовывать.
Действуют ли в Донбассе российские казачьи организации? Каким образом?
Конечно! Российское казачество последние по крайней мере двадцать лет играло самую активную роль в подобных конфликтах, начиная от конфликтов на Кавказе – Абхазия, Карабах и Южная Осетия в начале 90-ых годов, через Приднестровье, Югославию… Во всех этих конфликтах казачество играло очень важную роль, потому что основная масса добровольцев, которая попадала на эти конфликтные территории – это были казаки. Казачество в России обладает огромной сетью местных организаций, через которую идёт информация и в обратную сторону идут добровольцы и помощь. В настоящее время большая часть добровольцев попадает в Донецкую и Луганскую область через казачество, через казачьи организации. Существуют организованные каналы прохода добровольцев, существуют пункты сбора добровольцев, их подготовки. Они существуют и в Центральной России, существуют на юге – в Ростовской области. Это никакая не тайна, потому что казачество всегда было на острие защиты православия и славянства. И конечно, случись такая беда – и это – реальная беда, то, что происходит на Украине – это трагедия – русское казачество, конечно, не могло быть в стороне. Оно сразу сыграло важную роль и в Крыму и конечно, играет её и сейчас на юго-востоке. Кроме того, через казачьи организации, в часности, через нашу, через Центральные казачьи войска, с которыми мы работаем, собирается помощь – помощь гуманитарная, помощь в снаряжении, в униформе и т.д. Постоянно – ежедневно, еженочно – уходят транспорты, грузовики с помощью, на юго-восток Украины. С помощью гуманитарной и медицинской, так как необходимо очень много медикаментов, в том числе таких, как инсулин, потому что украинская власть блокирует поставки медикаментов в эти области. Поэтому руковоство Донецкой народной республики обращается к казачеству и просит, чтобы собирали эти вещи и медикаменты и отправляли их туда. Практически каждую ночь уходят транспорты от казачества. Кроме того есть и ряд других организаций, которые занимаются сбором и отправкой гуманитарной помощи в зону боевых действий.
В какой мере влияет на возможности российских казаческих организаций посылать туда добровольцев факт закрытия украинских границ для Россиян в возрасте от 16 до 60 лет?
Переход границы происходит нелегально. Это никакая не тайна. Кто хочет туда попасть, идёт на нарушение как российского, так и украинского законодательства. Переход осуществляется с помощью проводников, с помощью специальных каналов, по которым не только проходят отдельные люди или группы людей, но по которым проходят грузовики и даже конвои грузовиков. Это уже мощная, как говорится, река. Поэтому руководитель украинской пограничной службы взывает, чтобы на украинской границе была создана система укрепления, через которую не могли бы проходить эти конвои и эти люди.
В СМИ появилась информация, что некоторые пограничные пункты находятся в руках ополченцев. Является ли она верной?
Нет. До сих пор не является, хотя прорывы через отдельные пункты регулярно осуществяются. Подъезжает например КамАЗ или несколько КамАЗов, грузовиков или автомобилей, которые на полном ходу прорываются через дорогу. Последний раз была попытка провоза раненных на КамАЗе, который подвергся обстрелу с украинской стороны, в результате чего погибло 35 человек.
С какими организациями в Донбассе сотрудничают российские казачьи организации? Сотрудничают ли они с правительствами Донецкой и Луганской народных республик?
Конечно! Совсем недавно я был участником подписания соглашения между Донецкой народной республикой и российским казачеством. Организатором этого было Центральное казачье войско, которое находится здесь в Москве. Кстати, официальное представительство Донецкой народной республики находится в помещении Центрального казачьего войска, на метро Молодёжная – можно его посетить и поговорить с людьми. Было заключено соглашение, которое подписывали с российской стороны не только Центральное казачье войско, но практически все желающие казачьи организации вне зависимости от того, являются они реестровыми, т.е. государственными, или не являются. Документ открыт для подписания любой организации. Значит, с одной стороы есть непосредственное соглашение с руководством Донецкой народной республики, и кроме того идёт теснейшее сотрудничество с организациями на местах, которые не имеют близкий контакт с центральными органами. Формирование государственных органов в Донецкой народной республике ещё только в процессе. Поэтому существует масса отдельных местных организаций, с которыми ведётся тесное сотрудничество как по доставке грузов, так и по отправке людей. Например к нашей организации обратился отряд из Донецкой народной республики с просьбой помочь ему в униформе. И мы уже собираем ее конкретно для этого отряда и через Центральное казачье войско будем ее отправлять непосредственно ему.
У вас личный опыт участия в конфликте в Республике Сербской, а также партнёрские организации в Сербии. В СМИ несколько недель назад прозвучала информация, что в организации ополчения в Крыму участвуют србские четники. Принимают ли они участие и в действиях в Донецкой и в Луганской областях?
В Крыму был Отряд – это мои хорошие знакомые и сам я там был – святого князя Лазаря, четнический отряд, который сыграл очень большую роль как в пропагандистской, так и в моральной стороне дела. Он оказал большую помощь. Что касается непосредственно ситуации в Донецке, существует множество просьб и желаний туда попасть именно сербским добровольцам. Но в Крыму и в Донецке в настоящий момент совершенно разные ситуации из-за того, что не существует линии фронта, не существует тыла, не существует органов власти, не существует стабильных каналов доставки туда людей… Люди могут быть арестованы украинских пограничников, российских пограничников, со стороны Службы безопасности Украины. Это очень большая опасность, особненно для иностранных граждан, для сербских добровольцев. Поэтому на все просьбы, которые сегодня поступают, я лично отвечаю отказом. До тех пор, пока не будет линии фронта, пока не будет стабильного тыла, пока власти Донецкой республики не смогут гарантировать доставку туда людей, мы не хотим этих людей подвергать бессмысленной опасности. Одно дело – российский гражданин, другое дело – иностранец. Хотя, конечно, появление такого отряда сейчас было бы очень хорошо именно с точки зрения моральной поддержки.